ИРБИС - система автоматизации библиотек, отвечающая всем международным требованиям, предъявляемым к современным библиотечным системам, и в то же время поддерживающая все многообразие традиций российского библиотечного дела:

  • Работа в локальных вычислительных сетях любого типа без ограничения количества пользователей;
  • Полная интегрируемость в корпоративные библиотечные системы и технологии на основе: Средств поддержки Web-технологий и протокола Z39.50;
  • Полной совместимости с международными форматами UNIMARC, MARC21. и Российским коммуникативным форматом RUSMARC;
  • Поддержка произвольного количества баз данных, составляющих Электронный каталог или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных;
  • Технология автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям;
  • Средства для ведения и использования авторитетных файлов, алфавитно-предметного указателя к УДК/ББК и тезауруса;
  • Поддержка традиционных «бумажных» технологий: от печати листов заказа и книги суммарного учета до печати всех видов каталожных карточек;
  • Технологии, ориентированные на использование штрих-кодов на экземплярах изданий и читательских билетах;
  • Поддержка полных текстов, графических данных и других внешних объектов (включая ресурсы Интернета);
  • Средства для перевода пользовательских интерфейсов на другие языки;
  • Широкий набор сервисных средств, обеспечивающих удобство и наглядность пользовательских интерфейсов, упрощающих процесс ввода, исключающих ошибки и дублирование информации;
  • Широкие возможности для адаптации к условиям работы конкретной библиотеки;
  • Открытость, позволяющая пользователю самостоятельно вносить изменения в широких пределах: от изменения входных и выходных форм до разработки оригинальных приложений.

В системе реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ):

•  АРМ «Комплектатор»

•  АРМ «Каталогизатор»

•  АРМ «Читатель»

•  АРМ «Книговыдача»

•  АРМ «Администратор»

•  АРМ «Книгообеспеченность»

•  Web-ИРБИС

 АРМ «КОМПЛЕКТАТОР»

  • Предварительное описание и оформление документов заказа на книги и другие издания с возможностью использования машиночитаемых планов издательств; контроль выполнения заказов;
  • Регистрация поступления литературы, ввод первичных данных для книги суммарного учета (КСУ);
  • Передача описаний на каталогизацию и сведений о докомплектовании в электронный каталог;
  • Подписка периодических изданий (абонементные карточки и листы заказа) с возможностью использования машиночитаемых подписных каталогов; пролонгирование подписки;
  • Передача описаний периодических изданий в электронный каталог с последующей регистрацией очередных поступлений;
  • Списание литературы - включая процессы выбытия литературы из фонда и перемещения ее из одного подразделения в другое;
  • Типовые выходные формы - инвентарные списки, листы КСУ, итоговые данные о поступлении литературы в фонд, акты списания литературы и др.

АРМ «КАТАЛОГИЗАТОР»

  • Обработка любых видов изданий, включая аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы, картографические материалы, ноты и т.д., любая полнота описания, включая оглавление журналов и содержание сборников;
  • Описание периодических изданий на сводном уровне и на уровне отдельных номеров и «подшивок» с учетом сведений о входящих в них статьях;
  • Технология индексирования изданий (систематизация, предметизация), включающая автоматическое формирование авторского знака и аппарат навигации по рубрикатору ГРНТИ, алфавитно-предметному указателю УДК/ББК, авторитетному файлу предметных рубрик и тезаурусу;
  • Технология копирования данных, исключающая повторный ввод при создании аналогичных и связанных библиографических описаний, в частности при создании аналитических описаний;
  • Система формально-логического контроля данных - как на уровне отдельных библиографических элементов, так и на уровне описания в целом;
  • Оригинальная технология автоматической сверки на дублетность, исключающая повторный ввод в электронный каталог;
  • Решение задачи книгообеспеченности и безинвентарный учет многоэкземплярной литературы для вузовских библиотек;
  • Выходные формы - указатели, инвентарные списки, списки непоступивших номеров журналов и др.

АРМ «АДМИНИСТРАТОР»

Рабочее место специалиста, выполняющего системные операции над базами данных в целом, направленные на поддержание их актуальности, целостности и сохранности.

 

АРМ «КНИГОВЫДАЧА»

  • Технология формирования и ведения очереди электронных заказов на выдачу литературы и фиксирования их исполнения;
  • Оперативная информация о свободных экземплярах заказанной литературы, по выданной литературе и читателях, имеющих ее на руках;

Технология фиксирования возврата литературы;

  • Учет сведений о выдаче/возврате литературы в индивидуальных карточках

(документах) читателей;

  • Получение статистики о задолженностях и востребуемости литературы;
  • Специальная технология книговыдачи на основе штрих-кодирования экземпляров и читательских билетов.

 

АРМ «ЧИТАТЕЛЬ»

  • Дружественный интерфейс, рассчитанный на пользователя, не обладающего никакими специальными знаниями;
  • Учет различных уровней подготовки пользователя;
  • Широкий спектр поисковых средств, обеспечивающих быстрый (путем прямого доступа через словари) поиск в базах данных электронного каталога по любым элементам описания и их сочетаниям;
  • Работа с несколькими базами данных, составляющими электронный каталог;
  • Безбумажная технология формирования заказа на выдачу литературы.

 

РМ «КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ»

  • Ведение базы данных учебных дисциплин, связанных с базами данных читателей (студентов) и каталогов;
  • Дружественный интерфейс, отображающий все варианты связей между учебными дисциплинами, студентами и литературой;
  • Вычисление коэффициентов книгообеспеченности с учетом следующих положений:

-  Определение числа студентов и числа экземпляров в интерактивном режиме,

-  Учет возможности использования студентами одного учебника для нескольких дисциплин,

-  Учет наличия экземпляров, предназначенных для отдельных категорий студентов («выделенные фонды»),

-  Учет возможности многократного использования учебника последовательно разными группами студентов в течение одного семестра;

  • Формирование таблиц коэффициентов книгообеспеченности для любого подмножества литературы на заданный семестр;

•  Формирование различных выходных форм, в том числе «Обеспеченность обучающихся литературой из фонда вуза» в соответствии с требованиями Министерства образования.